8 (800) 201-10-45
Заказать звонок
0
Заявка на реабилитационные тренажеры

Поддержание физической формы пилотов-истребителей: как ВВС Австралии готовят пилотов истребительной авиации к боевым нагрузкам

Атлеты в спорте высших достижений уделяют огромное внимание развитию силовых качеств и общих физических кондиций для обеспечения выхода на пик физической формы в нужный момент.

Австралийский институт спорта определяет силу и физические кондиции как «способность мобилизовать медицинские и физические ресурсы для развития и поддержки скоростных качеств, ловкости, выносливости, силы, стабильности, гибкости, а также для предотвращения травм и реабилитации для улучшения атлетической формы во время соревнований».

Быстрое распространение с 60-х годов научных знаний о том, как атлетам спорта высших достижений правильно улучшать силу и физические кондиции, наряду с развитием индивидуального подхода, учитывающего личные особенности, сильные и слабые стороны каждого атлета, позволило улучшить двигательные навыки, технику выполнения требуемых движений, физические кондиции.

В результате количество несчастных случаев и травм значительно сократилось за последние десятилетия, особенно в неконтактных видах спорта. Спортсмены продолжают устанавливать новые рекорды, причем не только за счет использования запрещенных допинговых средств и улучшения спортивного оснащения и оборудования. Атлеты бегут быстрее и дальше и делают это на протяжении все более долгого времени, забрасывают все дальше снаряды или бьют по ним все сильнее, поднимают все более тяжелые веса.

Поэтому неудивительно, что военные во всем мире начали изучать и адаптировать для применения в своих условиях принципы улучшения силы и физических кондиций. Особенно этим интересуются в сухопутных и морских силах специального назначения, в истребительной авиации и вообще в авиации для экипажей высокоскоростных самолетов.

Улучшение силы и других физических кондиций актуально для всех категорий военных
Улучшение силы и других физических кондиций актуально для всех категорий военных

Тренировочные режимы для ВВС Австралии

ВВС Австралии начали применять тренировочные режимы для улучшения силы и физических кондиций для экипажей высокоскоростных самолетов в 2016 году. В Уильямтауне базируется 76-я эскадрилья, в которой будущие пилоты истребительной авиации проходят начальный курс обучения летчика-истребителя. Результаты были насколько успешными, что программа улучшения силы и физических кондиций была внедрена во все подразделения боевой авиации.

Культура

У программы три направления: доведение физической формы до нужного уровня, поддержка приобретенной физической формы и, если нужно, реабилитация.

Пилоты высокоскоростных самолетов довольно часто получают травмы шеи, особенно при выполнении базовых боевых маневров. Подобные травмы приводят к медицинским недопускам к полетам. В случае частых медицинских отводов пилотов могут направить летать на не высокоскоростных самолетах или даже вовсе навсегда отстранить от полетов.

«Для летного состава истребительной авиации это была постоянная проблема», – отметил полковник Карлос Альменара, командующий 78-м авиакрылом, включающим в себя 76-ю и 79-ю эскадрильи.

«Мы давно обратили внимание, что использование шлемов пилотов с их увеличенным весом и смещенным центром тяжести приводит к проблеме».

На передней части шлемов пилотов модели Gentex HGU-55B закреплены элементы проекционной системы отслеживания данных, взаимодействующие с основными приборами, установленными на панели управления самолетов моделей Hornet, Super Hornet и Growler. Система введена в действие в 2007 году, она передает визуализацию данных о полете и показания датчиков на внутренний экран, встроенный в шлеме. Элементы системы, закрепленные внутри и сверху шлема, добавляют вес передней части шлема и создают дополнительную нагрузку на шею пилота.

Травмы шеи – одна из самых распространенных проблем среди летчиков ВВС Австралии
Травмы шеи – одна из самых распространенных проблем среди летчиков ВВС Австралии

Даже при нахождении пилота на земле надетый шлем с дополнительным весом в передней части может вызвать утомление шеи, а при перегрузках во время маневров в полете (которые семикратно превышают перегрузки на земле) шея и верх спины пилота испытывают значительную дополнительную нагрузку, особенно при маневрах, связанных с боковым отклонением. Дополнительный вес очков ночного видения усугубляет проблему.

При этом проблемы с шеей у военных пилотов стали распространенными еще задолго до того, как современные шлемы начали широко использоваться.

«Это стало проблемой с тех пор, как появились высокоскоростные самолеты. Высокие скорости предполагают высокие перегрузки. Проблемы с шеей считались нормальными с учетом частого нахождения пилотов в режиме перегрузок. Это считалось неизбежным при полетах на высоких скоростях», – говорит Джеймс Уоллас, главный специалист по физиотерапии для пилотов-истребителей в Институте авиамедицины (Institute of Aviation Medicine), входящим в состав ВВС Австралии.

«Во время выполнения базовых боевых маневров пилот, сидящий в кабине, значительную часть времени подвергается пяти-шестикратным перегрузкам. Пилоты самолетов модели Hornet могут подвергаться перегрузкам, превышающим обычный уровень нагрузки на человека, находящегося на земле, до 7,5 раза. Это означает, что голова и шлем весят при перегрузках примерно 70–80 кг, а нужно еще при этом поворачивать голову направо и налево, чтобы следить за панелью управления и за всем, что происходит вокруг. Это предъявляет высокие требования к физической форме пилотов. И не только шея должна быть сильной. Туловище пилота тоже должно быть сильным».

«Медики подтвердят, что тело человека не создано и не приспособлено к удержанию такого веса на голове. Это действительно проблема и военно-воздушные силы во всем мире ищут ее решение».

Даже без выполнения воздушных боевых маневров просто длительное нахождение в полете может создавать проблемы с физическими нагрузками.

«Вылеты во время операции «Окра» были долговременными, мы надевали на себя дополнительное оснащение, в частности очки для ночного видения, и чувствовали значительную усталость от долговременного нахождения в полетах», – говорит капитан Крис Хэйк, командующий авиагруппой 78WG, о вылетах самолетов Hornet и Super Hornet во время операций в Ираке и Сирии.

«Пилотам нужен такой же отдых, как в любой другой профессии, где применяется тяжелый физический труд», – говорит полковник Альменара.

«Сравним с профессиональным спортом – атлеты знают, что есть риск травмы и что какое-то время в течение сезона атлет не сможет быть в оптимальной форме, это нормально. Так и пилоты считают нормальным терпеть боли в спине и в шее. Они это воспринимают как неизбежную часть работы и уживаются с этим».

Военные медики в ВВС Австралии начали фиксировать случаи болевых ощущений и подробно исследовать состояние тех пилотов, которые не сообщали о болевых проблемах со спиной. ВВС совместно с Институтом авиационной медицины провели в 2016 году серию детальных опросов экипажей. Сразу было обнаружено, что в основном из-за проблем с шейными болями у пилотов высокоскоростных самолетов ВВС Австралии теряли за годовой период эквивалент продуктивности семи человеко-лет. Это было слишком много, учитывая то, что количество личного состава в ВВС Австралии было небольшим.

Проблемы с болью в шее у пилотов ВВС Австралии стали распространенными с момента появления высокоскоростных самолетов
Проблемы с болью в шее у пилотов ВВС Австралии стали распространенными с момента появления высокоскоростных самолетов

«Дополнительной проблемой стало то, что большинство пилотов, допущенных к полетам, время от времени начинали выполнять задания не на оптимальном уровне», – сообщает полковник Альменара.

«Небольшой процент пилотов получал со временем такие повреждения шеи, что эти пилоты более вовсе не могли летать на высокоскоростных самолетах». Командование ВВС и истребительной авиации решило, что уровень вреда для летного состава стал слишком высоким и что нужно было что-то делать. Пилотам стали предоставлять больше времени для отдыха от полетов и информировали их, что они должны были самостоятельно делать для укрепления мышц, но этого было мало. Даже тем пилотам, которые не испытывают особых проблем с шеей и спиной, требуется некоторое восстановительное лечение. Также необходимо не летать несколько недель в году.

«По-моему, ошибка наших ранее принятых методик была в том, что слишком многое оставалось на усмотрение самих пилотов», – говорит полковник Альменара.

«Подход был примерно таким: «Вот что имеет смысл делать для поддержания здоровья и физической формы, теперь идите и делайте, а к нам обратитесь позже и сообщите нам, есть ли какие-либо проблемы». Но отношение к службе и жизни у пилотов такое, что при возникновении проблемы с личным здоровьем никто никуда не обращается. Все терпят и продолжают нести службу».

Капитан Хэйк считает, что проблема была больше, чем только экономические затраты на поддержание здоровья пилотов. «ВВС наконец стали относиться к этому как к инвестициям в людей, а не как к затратам, и это очень большой шаг вперед».

Из пилотов боевой авиации была создана группа для отработки на ней новой методики предотвращения и профилактики суставно-мышечных проблем.

«Мы изучили много разных вариантов для смягчения боли и избавления от нее», – говорит полковник Альменара.

«Сначала мы попытались найти инженерное решение – можно ли как-то изменить кабину, шлемы, спасательное оборудование, которое находится в кабине, а также можно ли установить упоры для поясницы для разных положений тела».

«Некоторые из предложенных решений были очень затратными, включая предложение об уменьшении веса шлема или изменение начинки кабины пилота. Но было непонятно, сколько пользы мы сможем получить от этих шагов».

«Новый шлем мог получиться немного легче и иметь улучшенный центр тяжести, но это все же не решало основную проблему. Военные пилоты испытывали проблемы с шеей еще со времен Второй мировой войны, поэтому проблема, возможно, и была отягощена неправильным дизайном кабины, но суть проблемы заключалась, по всей вероятности, все же в другом».

Укрепление силы и набор физических кондиций

Летчики, набранные в пробную группу для отработки методик, решили уделить основное внимание укреплению физической силы и улучшению физических кондиций. Подразумевалось, что, когда пилоты-новички приходят в мир скоростной авиации, для них должны быть готовы стратегии физической подготовки, профилактической медицинской помощи и стратегия помощи при травмах.

«Наш летный состав прекрасно мотивирован. Пилоты долго тренируются, чтобы улучшать свое тактическое мастерство», – говорит полковник Альменара.

«Добавить пилотам новые виды нагрузки в программу летной подготовки очень непросто, нам нужно было доказать людям, что от новой тренировочной программы они получат быстрые результаты, что новую работу можно встроить в рабочий ритм и что при этом не придется рисковать качеством полетной подготовки».

Было необходимо, чтобы программа вызвала доверие у пилотов, и чтобы ее можно было бы одинаково применить в эскадрильях, базирующихся в разных местах. Программа должна была быть гибкой, чтобы ее можно было адаптировать к рабочему летному графику и в то же время подстраивать под индивидуальные запросы. Чтобы проследить за выполнением всех нужных компонентов и соблюдением всех требований, между управленцами, внедряющими программу, и командным составом эскадрилий была налажены рабочие отношения, а также была внедрена модель управления рисками, наподобие той, которая применяется в профессиональном спорте, когда сотрудники медицинского звена всегда находятся в прямом контакте с главным тренером.

Новая тренировочная программа для летчиков ВВС Австралии должна была быть гибкой и индивидуальной
Новая тренировочная программа для летчиков ВВС Австралии должна была быть гибкой и индивидуальной

«Примерно в то время я связался с одним из лучших специалистов по ЛФК на нашей авиабазе», – говорит полковник Альменара.

«Он и еще несколько инструкторов изучили много разных программ, и мы постепенно перешли к стратегии улучшения физических кондиций и одновременного управления риском для пилотов 76-й эскадрильи».

Для молодых пилотов, проходящих в рамках начального курса обучения летчика-истребителя адаптацию к значительным перегрузкам, командование 76-й эскадрильи начало применять специальную программу улучшения физических кондиций в конце 2015 года. С самого начала все физические показатели тщательно замеряли, а каждому пилоту рассчитывали и присваивали категорию риска травмирования или повреждения.

«В зависимости от присвоенной категории риска мы отслеживали состояние пилотов во время той части программы, в которой они подвергались самым большим перегрузкам. Мы хотели обнаружить на самой ранней стадии любые признаки потенциальной проблемы и начать работать с этим, чтобы не допустить развития настоящей проблемы», – говорит полковник Альменара.

«Наш подход оказался успешным, и с тех пор у нас не было ни одного курсанта, подготовку которого пришлось бы прервать из-за проблемы, связанной с физическим состоянием».

Занятия на реабилитационных тренажерах «Давид» включены в программу физической подготовки летчиков ВВС Австралии
Занятия на реабилитационных тренажерах «Давид» включены в программу физической подготовки летчиков ВВС Австралии

Успех в 76-й эскадрилье был такой, что командование ВВС Австралии применило такой же подход в 79-й эскадрилье, а также внедрило курс улучшения физических кондиций в программу подготовки будущих военных пилотов в центральной летной школе.

«Мы будем учить кандидатов самостоятельной поддержке правильного уровня физических кондиций, чтобы они могли научиться и в дальнейшем самостоятельно управлять своим состоянием, быть способными узнавать ранние признаки потенциальных проблем».

Поддержка приобретенной физической формы

Когда летный состав во время начального курса обучения летчика-истребителя переходит к тренировкам, включающим перегрузки, тренировочная программа переключается от набора физических кондиций к удержанию достигнутого уровня. За состоянием каждого пилота следят, чтобы быть уверенным, что набранные до этого физические кондиции не ухудшаются.

Тоби Уотсон, врач спортивной медицины на авиабазе в Уильямтауне и участник тренерской команды по улучшению физического состояния пилотов, рассказывает о том, как система мониторинга работает на смартфонах пилотов.

«Для нас разработали приложение, – говорит он. – Приложение запрашивает о разных аспектах самочувствия, например о боли, но оно создано не для того, чтобы не давать пилотам летать. Наоборот, задача приложения в том, чтобы обнаружить потенциальную проблему на очень ранней стадии. Лучше сразу что-то предпринять, чем дать проблеме вырасти во что-то серьезное, когда будет нужно обращаться к врачу и пропускать полеты».

«Мы оцениваем общие болевые ощущения, качество сна, уровень усталости, боль и напряжение в мышцах. Эти признаки часто указывают на то, что тело не отвечает на нагрузки так, как оно должно отвечать при правильном состоянии».

Тоби Уотсон ранее работал с атлетами из скоростных, силовых и ударных видов спорта, а также видов спорта на выносливость. Как и ранее, сейчас его роль состоит в том, чтобы определять, какова степень риска при конкретных действиях, что пилоты могут на данный момент вынести, а что является слабым звеном и требует особой работы для укрепления.

«В приложении есть основной экран, на котором показано текущее состояние пилотов, а также даны показатели идеально желаемого состояния, чтобы было понятно, к чему надо стремиться. По мере нашего обучения пилоты двигаются в сторону идеальных показателей».

«То, что мы стараемся делать, – это новый подход, и пока что большой доказательной базы не накоплено, нам не на что опереться. Но мы постепенно создаем базу данных сами. Пока что мы пользуемся базой данных о подготовке атлетов в профессиональном спорте. Мы относимся к подготовке пилота примерно так, как к подготовке атлета ко дню выступления».

«Для нашего «дня выступления» все должно быть учтено – разминка должна не быть избыточной и слишком утомляющей, все составляющие части дня, включая предполетный инструктаж и получение задания, выход пилота к самолету, подготовка спасательных средств, должны быть идеально вписаны в дневной ритм. Как нам правильно подобрать и настроить очередность событий дня?»

Уотсон сравнивает команду велогонщиков, проводящих длительную серию заездов, с эскадрильей боевых пилотов. Акцент делается на восстановлении после длительного периода нагрузки.

«После полета пилотам нельзя отдыхать сразу, так как им нужно вначале доложить о выполнении задания. Пилоты теряют очень много жидкости, нам нужно убедиться, что восстановлен водный баланс и нет риска обезвоживания».

Уоллас и Уотсон теперь работают на полную ставку в тренерской команде по улучшению физического состояния пилотов боевой авиации.

«Перед началом программы нам нужно было определить, какие ресурсы нам необходимы. Мы пригласили нужных нам профильных специалистов. Одновременно с практической работой медики сразу начали вести и исследования, собирая и сравнивая ценные данные об изменении состояния пилотов. По мере развития нашей программы нам становится ясно, правильно мы действуем или нет. Это позволяет быстро вносить изменения и улучшать программу, более эффективно управлять рисками для нашей летной команды».

«Тоби является одним из наших штатных специалистов ЛФК. Мы специально подбирали людей с опытом спортивной медицины для работы по нашей новой программе. У нас в штате также есть отдельный специалист по физическим упражнениям, он следит за физиологически правильным выполнением движений, за профилактикой травм. Также он отвечает за подбор нашего оборудования для укрепления мышц спины и шеи».

Реабилитация

Если появляется необходимость в реабилитации, у служащих боевой авиации теперь лучший, чем ранее, доступ к терапии. Терапия доступна непосредственно на месте в воинских частях.

В реабилитации применяется высокотехнологичное оборудование, позволяющее медикам оценить степень тяжести травмы и провести прицельную работу по восстановлению и укреплению поврежденной функции.

«Мы долго искали нужное тренажерное оборудование. Остановились на «Давидах», которые на первый взгляд напоминают обычные грузовые, но только на первый. В реальности они сильно отличаются, у них по-другому работает способ нагрузки, они управляются компьютером и объединены в сеть», – объясняет полковник Альменара.

«Эти тренажеры замеряют диапазон движений, которые может выполнить пилот, силу и выносливость отдельных участков спины и шеи.

«Давиды» также изолируют нужные в данный момент для тренировки части тела, заставляя выполнять движения за счет подключения нужных для укрепления суставов и мускулов. Это очень правильно, потому что человеческое тело может вовлекать в выполнение движения другие части тела, чтобы помочь ослабленному участку выполнить его задачу. В то время как при изолировании ослабленного участка он работает сам и тем самым укрепляется».

«Мы можем сразу же после тренировки получать данные в виде графиков и цифр, мы можем измерить силу, диапазон движения и выносливость, так что составить с учетом этих данных тренировочную программу не представляет труда.

Тренировки на этих специальных тренажерах в течение 2017 года показали обнадеживающие тенденции к улучшению – физическая сила в целевых зонах увеличивалась после 12-недельной программы, разделенной на две части по 6 недель каждая. Обнадеживающие результаты дали старт распространению этой программы на все части боевой авиации».

«Мы увидели при тестированиях, что в целом показатели наших пилотов были лучше, чем показатели из базы данных, собранные при тестированиях обычных граждан, – говорит полковник Альменара. – Но при этом в шейном вращении мы были слабее, чем население в среднем».

«Для нас это было сюрпризом, так как мы были уверены, что летчики имеют крепкие шеи, потому что они дают им нагрузку каждый день».

«Предположительной причиной такого странного состояния стало то, что тело стало защищать мягкие ткани, подвергающиеся частому травмированию из-за перегрузок, заставляя мышцы спины и плеч принимать на себя нагрузку, направленную на шею. Это приводило к иррадиирующим болям в верхней части спины. Это для нас было одним их самых интересных открытий этой программы, учитывая то, как долго мы имеем дело с проблемами шейной боли наших летчиков».

Полковник Альменара считает, что ранее командование ВВС никогда не обращало внимание на аспекты шейного вращения и других шейных движений, а также на то, как реагируют соседние мышечные группы на боли в шее.

«У меня у самого были шейные боли долгие годы, я поэтому хорошо понимаю, о чем речь. Даже если данные о показателях многих обычных людей, собранные в базу, с которой мы сравниваем наши результаты, не идеально точны, все равно тот факт, что мы в результате специальных тренировок видим у наших пилотов тенденции к уменьшению шейных болей, а также уменьшение иррадиирующих болей в верхней части спины, говорит о том, что шейные вращательные мышцы очень важны для состояния шеи и спины и что нам надо уделять внимание их физическому состоянию. Пока мы накопили относительно небольшое количество собственных примеров, но зато все они показали значительное улучшение при тренировочной терапии».

Кроме задачи по разработке программы укрепления физических кондиций и подбора правильных упражнений и правильного тренировочного оборудования, стояла еще задача преодоления отношения пилотов к боли – дело в том, что летчики, особенно в истребительной авиации, привыкли жить с болью и относятся к ней как к неизбежной части их работы. А также стояла задача по внедрению программы в повседневный загруженный рабочий график пилотов.

«Нам нужно следить за высоким уровнем выполнения тренировочных параметров, иначе мы ничего не улучшим, – говорит полковник Альменара. – Мы обязали тренирующихся пилотов поддерживать высокий уровень выполнения заданных программой тренировочных параметров. Мы укрепляем физическое состояние их спин и шей, чтобы они могли справляться с их служебными заданиями. Одна из задач командования боевыми подразделениями ВВС состоит в том, чтобы уберечь летный состав от травм при выполнении заданий».

«Кроме молодых пилотов, проходящих начальный курс обучения летчиков-истребителей, мы также предоставили доступ к программе укрепления физических кондиций опытным пилотам в эскадрильях боевой авиации. Они сами отвечают за управление рисками своему здоровью. Мы постарались внедрить программу в их летный график как можно плавнее».

Программа не является обязательной для пилотов со стажем, но тестирование является обязательным, и, если показатели физических кондиций пилота отличаются в меньшую сторону от рекомендованных, ему придется объяснить почему. Смысл программы не в том, чтобы создать дополнительные хлопоты для летного состава, а в том, чтобы заставить изначально конкурентную среду существования экипажей работать себе на благо, чтобы у всех были высокие показатели выполнения упражнений.

«Мы надеемся на очень конкурентный настрой экипажей истребительной авиации, – говорит полковник Альменара. – А также здесь есть элемент смены поколений. Для всех пилотов-новичков слежение за своим физическим состоянием и поддержка собственных физических кондиций теперь является частью их обычного ежедневного графика. Через 3–4 года штат эскадрилий обновится на 80 %, и такая программа станет широко принятой нормой».

Распространение

Пока что программа улучшения физических кондиций оплачивается из бюджета боевой авиации, но ее успех вызвал интерес к ней в других частях ВВС, а также и в целом в министерстве обороны Австралии.

Программой заинтересовались в подразделениях боевых диспетчеров, а также в воинских частях для специальных военнослужащих, отвечающих за размещение грузов в самолетах, и еще некоторые отдельные подразделения, обеспечивающие авиационную логистику.

Военнослужащие, отвечающие за размещение грузов в самолетах, должны обрабатывать значительные веса, закреплять их, перемещаться в замкнутых пространствах в транспортных самолетах, часто летающих на малых высотах с сильной турбулентностью.

Программа улучшения физических кондиций была внедрена и в другие подразделения ВВС Австралии
Программа улучшения физических кондиций была внедрена и в другие подразделения ВВС Австралии

«Травмы, случающиеся у таких людей, отличаются по характеру от травм летчиков в скоростной авиации, так что командование думает над тем, как адаптировать программу под нужды таких военнослужащих», – говорит капитан Хэйк.

«Ответственные за размещение и крепеж грузов имеют дело с нестабильными основаниями грузов, с необходимостью поднимать и опускать тяжелые предметы и переносить их. Командование ВВС проводит исследование, чтобы понять, как можно помочь этим военнослужащим через укрепление физических кондиций и решить тем самым их проблемы, уменьшить риски для здоровья».

Программа укрепления физических кондиций, начатая на авиабазе в Уильямтауне, была продолжена также на авиабазах в Тимберли, а далее на базах Тиндал и Пирс.

Первые результаты были везде обнадеживающими, информация распространилась в сообществе военных пилотов. Военные пилоты из других стран проявили интерес к подобным программам улучшения физических кондиций для летного состава.

«Со мной связались канадские военные летчики, которые тоже имеют подобные проблемы с болями в шее и в спине, они хотели узнать про нашу программу и понять, как ее можно использовать, – говорит полковник Альменара. – Также к нам обращались из ВМФ США. Также военная авиация Великобритании пригласила нас обменяться опытом».

Конечно, внедрение тренировочной терапии на специальном тренажерном оборудовании подразумевает некоторые затраты, но все окупается с запасом, поскольку летчики меньше тратят времени по больничным листам. Тренировки помогают многим пилотам предотвращать значительные травмы и даже более ранний выход на пенсию.

«Уверен, что расходы на внедрение нашей программы укрепления физических кондиций значительно меньше, чем расходы на обучение одного современного пилота, – говорит на прощание полковник Альменара. – Считаю, что расходы очень умеренные, особенно если сравнить их с теми потенциальными расходами на разные инженерные изменения, на которые мы готовы были пойти, когда изучали варианты решения наших проблем. Для меня эти расходы сравнимы с каплей в море, а результат они дают ощутимый».

Вернуться к списку

Атлеты в спорте высших достижений уделяют огромное внимание развитию силовых качеств и общих физических кондиций для обеспечения выхода на пик физической формы в нужный момент.

Австралийский институт спорта определяет силу и физические кондиции как «способность мобилизовать медицинские и физические ресурсы для развития и поддержки скоростных качеств, ловкости, выносливости, силы, стабильности, гибкости, а также для предотвращения травм и реабилитации для улучшения атлетической формы во время соревнований».

Быстрое распространение с 60-х годов научных знаний о том, как атлетам спорта высших достижений правильно улучшать силу и физические кондиции, наряду с развитием индивидуального подхода, учитывающего личные особенности, сильные и слабые стороны каждого атлета, позволило улучшить двигательные навыки, технику выполнения требуемых движений, физические кондиции.

В результате количество несчастных случаев и травм значительно сократилось за последние десятилетия, особенно в неконтактных видах спорта. Спортсмены продолжают устанавливать новые рекорды, причем не только за счет использования запрещенных допинговых средств и улучшения спортивного оснащения и оборудования. Атлеты бегут быстрее и дальше и делают это на протяжении все более долгого времени, забрасывают все дальше снаряды или бьют по ним все сильнее, поднимают все более тяжелые веса.

Поэтому неудивительно, что военные во всем мире начали изучать и адаптировать для применения в своих условиях принципы улучшения силы и физических кондиций. Особенно этим интересуются в сухопутных и морских силах специального назначения, в истребительной авиации и вообще в авиации для экипажей высокоскоростных самолетов.

Улучшение силы и других физических кондиций актуально для всех категорий военных
Улучшение силы и других физических кондиций актуально для всех категорий военных

Тренировочные режимы для ВВС Австралии

ВВС Австралии начали применять тренировочные режимы для улучшения силы и физических кондиций для экипажей высокоскоростных самолетов в 2016 году. В Уильямтауне базируется 76-я эскадрилья, в которой будущие пилоты истребительной авиации проходят начальный курс обучения летчика-истребителя. Результаты были насколько успешными, что программа улучшения силы и физических кондиций была внедрена во все подразделения боевой авиации.

Культура

У программы три направления: доведение физической формы до нужного уровня, поддержка приобретенной физической формы и, если нужно, реабилитация.

Пилоты высокоскоростных самолетов довольно часто получают травмы шеи, особенно при выполнении базовых боевых маневров. Подобные травмы приводят к медицинским недопускам к полетам. В случае частых медицинских отводов пилотов могут направить летать на не высокоскоростных самолетах или даже вовсе навсегда отстранить от полетов.

«Для летного состава истребительной авиации это была постоянная проблема», – отметил полковник Карлос Альменара, командующий 78-м авиакрылом, включающим в себя 76-ю и 79-ю эскадрильи.

«Мы давно обратили внимание, что использование шлемов пилотов с их увеличенным весом и смещенным центром тяжести приводит к проблеме».

На передней части шлемов пилотов модели Gentex HGU-55B закреплены элементы проекционной системы отслеживания данных, взаимодействующие с основными приборами, установленными на панели управления самолетов моделей Hornet, Super Hornet и Growler. Система введена в действие в 2007 году, она передает визуализацию данных о полете и показания датчиков на внутренний экран, встроенный в шлеме. Элементы системы, закрепленные внутри и сверху шлема, добавляют вес передней части шлема и создают дополнительную нагрузку на шею пилота.

Травмы шеи – одна из самых распространенных проблем среди летчиков ВВС Австралии
Травмы шеи – одна из самых распространенных проблем среди летчиков ВВС Австралии

Даже при нахождении пилота на земле надетый шлем с дополнительным весом в передней части может вызвать утомление шеи, а при перегрузках во время маневров в полете (которые семикратно превышают перегрузки на земле) шея и верх спины пилота испытывают значительную дополнительную нагрузку, особенно при маневрах, связанных с боковым отклонением. Дополнительный вес очков ночного видения усугубляет проблему.

При этом проблемы с шеей у военных пилотов стали распространенными еще задолго до того, как современные шлемы начали широко использоваться.

«Это стало проблемой с тех пор, как появились высокоскоростные самолеты. Высокие скорости предполагают высокие перегрузки. Проблемы с шеей считались нормальными с учетом частого нахождения пилотов в режиме перегрузок. Это считалось неизбежным при полетах на высоких скоростях», – говорит Джеймс Уоллас, главный специалист по физиотерапии для пилотов-истребителей в Институте авиамедицины (Institute of Aviation Medicine), входящим в состав ВВС Австралии.

«Во время выполнения базовых боевых маневров пилот, сидящий в кабине, значительную часть времени подвергается пяти-шестикратным перегрузкам. Пилоты самолетов модели Hornet могут подвергаться перегрузкам, превышающим обычный уровень нагрузки на человека, находящегося на земле, до 7,5 раза. Это означает, что голова и шлем весят при перегрузках примерно 70–80 кг, а нужно еще при этом поворачивать голову направо и налево, чтобы следить за панелью управления и за всем, что происходит вокруг. Это предъявляет высокие требования к физической форме пилотов. И не только шея должна быть сильной. Туловище пилота тоже должно быть сильным».

«Медики подтвердят, что тело человека не создано и не приспособлено к удержанию такого веса на голове. Это действительно проблема и военно-воздушные силы во всем мире ищут ее решение».

Даже без выполнения воздушных боевых маневров просто длительное нахождение в полете может создавать проблемы с физическими нагрузками.

«Вылеты во время операции «Окра» были долговременными, мы надевали на себя дополнительное оснащение, в частности очки для ночного видения, и чувствовали значительную усталость от долговременного нахождения в полетах», – говорит капитан Крис Хэйк, командующий авиагруппой 78WG, о вылетах самолетов Hornet и Super Hornet во время операций в Ираке и Сирии.

«Пилотам нужен такой же отдых, как в любой другой профессии, где применяется тяжелый физический труд», – говорит полковник Альменара.

«Сравним с профессиональным спортом – атлеты знают, что есть риск травмы и что какое-то время в течение сезона атлет не сможет быть в оптимальной форме, это нормально. Так и пилоты считают нормальным терпеть боли в спине и в шее. Они это воспринимают как неизбежную часть работы и уживаются с этим».

Военные медики в ВВС Австралии начали фиксировать случаи болевых ощущений и подробно исследовать состояние тех пилотов, которые не сообщали о болевых проблемах со спиной. ВВС совместно с Институтом авиационной медицины провели в 2016 году серию детальных опросов экипажей. Сразу было обнаружено, что в основном из-за проблем с шейными болями у пилотов высокоскоростных самолетов ВВС Австралии теряли за годовой период эквивалент продуктивности семи человеко-лет. Это было слишком много, учитывая то, что количество личного состава в ВВС Австралии было небольшим.

Проблемы с болью в шее у пилотов ВВС Австралии стали распространенными с момента появления высокоскоростных самолетов
Проблемы с болью в шее у пилотов ВВС Австралии стали распространенными с момента появления высокоскоростных самолетов

«Дополнительной проблемой стало то, что большинство пилотов, допущенных к полетам, время от времени начинали выполнять задания не на оптимальном уровне», – сообщает полковник Альменара.

«Небольшой процент пилотов получал со временем такие повреждения шеи, что эти пилоты более вовсе не могли летать на высокоскоростных самолетах». Командование ВВС и истребительной авиации решило, что уровень вреда для летного состава стал слишком высоким и что нужно было что-то делать. Пилотам стали предоставлять больше времени для отдыха от полетов и информировали их, что они должны были самостоятельно делать для укрепления мышц, но этого было мало. Даже тем пилотам, которые не испытывают особых проблем с шеей и спиной, требуется некоторое восстановительное лечение. Также необходимо не летать несколько недель в году.

«По-моему, ошибка наших ранее принятых методик была в том, что слишком многое оставалось на усмотрение самих пилотов», – говорит полковник Альменара.

«Подход был примерно таким: «Вот что имеет смысл делать для поддержания здоровья и физической формы, теперь идите и делайте, а к нам обратитесь позже и сообщите нам, есть ли какие-либо проблемы». Но отношение к службе и жизни у пилотов такое, что при возникновении проблемы с личным здоровьем никто никуда не обращается. Все терпят и продолжают нести службу».

Капитан Хэйк считает, что проблема была больше, чем только экономические затраты на поддержание здоровья пилотов. «ВВС наконец стали относиться к этому как к инвестициям в людей, а не как к затратам, и это очень большой шаг вперед».

Из пилотов боевой авиации была создана группа для отработки на ней новой методики предотвращения и профилактики суставно-мышечных проблем.

«Мы изучили много разных вариантов для смягчения боли и избавления от нее», – говорит полковник Альменара.

«Сначала мы попытались найти инженерное решение – можно ли как-то изменить кабину, шлемы, спасательное оборудование, которое находится в кабине, а также можно ли установить упоры для поясницы для разных положений тела».

«Некоторые из предложенных решений были очень затратными, включая предложение об уменьшении веса шлема или изменение начинки кабины пилота. Но было непонятно, сколько пользы мы сможем получить от этих шагов».

«Новый шлем мог получиться немного легче и иметь улучшенный центр тяжести, но это все же не решало основную проблему. Военные пилоты испытывали проблемы с шеей еще со времен Второй мировой войны, поэтому проблема, возможно, и была отягощена неправильным дизайном кабины, но суть проблемы заключалась, по всей вероятности, все же в другом».

Укрепление силы и набор физических кондиций

Летчики, набранные в пробную группу для отработки методик, решили уделить основное внимание укреплению физической силы и улучшению физических кондиций. Подразумевалось, что, когда пилоты-новички приходят в мир скоростной авиации, для них должны быть готовы стратегии физической подготовки, профилактической медицинской помощи и стратегия помощи при травмах.

«Наш летный состав прекрасно мотивирован. Пилоты долго тренируются, чтобы улучшать свое тактическое мастерство», – говорит полковник Альменара.

«Добавить пилотам новые виды нагрузки в программу летной подготовки очень непросто, нам нужно было доказать людям, что от новой тренировочной программы они получат быстрые результаты, что новую работу можно встроить в рабочий ритм и что при этом не придется рисковать качеством полетной подготовки».

Было необходимо, чтобы программа вызвала доверие у пилотов, и чтобы ее можно было бы одинаково применить в эскадрильях, базирующихся в разных местах. Программа должна была быть гибкой, чтобы ее можно было адаптировать к рабочему летному графику и в то же время подстраивать под индивидуальные запросы. Чтобы проследить за выполнением всех нужных компонентов и соблюдением всех требований, между управленцами, внедряющими программу, и командным составом эскадрилий была налажены рабочие отношения, а также была внедрена модель управления рисками, наподобие той, которая применяется в профессиональном спорте, когда сотрудники медицинского звена всегда находятся в прямом контакте с главным тренером.

Новая тренировочная программа для летчиков ВВС Австралии должна была быть гибкой и индивидуальной
Новая тренировочная программа для летчиков ВВС Австралии должна была быть гибкой и индивидуальной

«Примерно в то время я связался с одним из лучших специалистов по ЛФК на нашей авиабазе», – говорит полковник Альменара.

«Он и еще несколько инструкторов изучили много разных программ, и мы постепенно перешли к стратегии улучшения физических кондиций и одновременного управления риском для пилотов 76-й эскадрильи».

Для молодых пилотов, проходящих в рамках начального курса обучения летчика-истребителя адаптацию к значительным перегрузкам, командование 76-й эскадрильи начало применять специальную программу улучшения физических кондиций в конце 2015 года. С самого начала все физические показатели тщательно замеряли, а каждому пилоту рассчитывали и присваивали категорию риска травмирования или повреждения.

«В зависимости от присвоенной категории риска мы отслеживали состояние пилотов во время той части программы, в которой они подвергались самым большим перегрузкам. Мы хотели обнаружить на самой ранней стадии любые признаки потенциальной проблемы и начать работать с этим, чтобы не допустить развития настоящей проблемы», – говорит полковник Альменара.

«Наш подход оказался успешным, и с тех пор у нас не было ни одного курсанта, подготовку которого пришлось бы прервать из-за проблемы, связанной с физическим состоянием».

Занятия на реабилитационных тренажерах «Давид» включены в программу физической подготовки летчиков ВВС Австралии
Занятия на реабилитационных тренажерах «Давид» включены в программу физической подготовки летчиков ВВС Австралии

Успех в 76-й эскадрилье был такой, что командование ВВС Австралии применило такой же подход в 79-й эскадрилье, а также внедрило курс улучшения физических кондиций в программу подготовки будущих военных пилотов в центральной летной школе.

«Мы будем учить кандидатов самостоятельной поддержке правильного уровня физических кондиций, чтобы они могли научиться и в дальнейшем самостоятельно управлять своим состоянием, быть способными узнавать ранние признаки потенциальных проблем».

Поддержка приобретенной физической формы

Когда летный состав во время начального курса обучения летчика-истребителя переходит к тренировкам, включающим перегрузки, тренировочная программа переключается от набора физических кондиций к удержанию достигнутого уровня. За состоянием каждого пилота следят, чтобы быть уверенным, что набранные до этого физические кондиции не ухудшаются.

Тоби Уотсон, врач спортивной медицины на авиабазе в Уильямтауне и участник тренерской команды по улучшению физического состояния пилотов, рассказывает о том, как система мониторинга работает на смартфонах пилотов.

«Для нас разработали приложение, – говорит он. – Приложение запрашивает о разных аспектах самочувствия, например о боли, но оно создано не для того, чтобы не давать пилотам летать. Наоборот, задача приложения в том, чтобы обнаружить потенциальную проблему на очень ранней стадии. Лучше сразу что-то предпринять, чем дать проблеме вырасти во что-то серьезное, когда будет нужно обращаться к врачу и пропускать полеты».

«Мы оцениваем общие болевые ощущения, качество сна, уровень усталости, боль и напряжение в мышцах. Эти признаки часто указывают на то, что тело не отвечает на нагрузки так, как оно должно отвечать при правильном состоянии».

Тоби Уотсон ранее работал с атлетами из скоростных, силовых и ударных видов спорта, а также видов спорта на выносливость. Как и ранее, сейчас его роль состоит в том, чтобы определять, какова степень риска при конкретных действиях, что пилоты могут на данный момент вынести, а что является слабым звеном и требует особой работы для укрепления.

«В приложении есть основной экран, на котором показано текущее состояние пилотов, а также даны показатели идеально желаемого состояния, чтобы было понятно, к чему надо стремиться. По мере нашего обучения пилоты двигаются в сторону идеальных показателей».

«То, что мы стараемся делать, – это новый подход, и пока что большой доказательной базы не накоплено, нам не на что опереться. Но мы постепенно создаем базу данных сами. Пока что мы пользуемся базой данных о подготовке атлетов в профессиональном спорте. Мы относимся к подготовке пилота примерно так, как к подготовке атлета ко дню выступления».

«Для нашего «дня выступления» все должно быть учтено – разминка должна не быть избыточной и слишком утомляющей, все составляющие части дня, включая предполетный инструктаж и получение задания, выход пилота к самолету, подготовка спасательных средств, должны быть идеально вписаны в дневной ритм. Как нам правильно подобрать и настроить очередность событий дня?»

Уотсон сравнивает команду велогонщиков, проводящих длительную серию заездов, с эскадрильей боевых пилотов. Акцент делается на восстановлении после длительного периода нагрузки.

«После полета пилотам нельзя отдыхать сразу, так как им нужно вначале доложить о выполнении задания. Пилоты теряют очень много жидкости, нам нужно убедиться, что восстановлен водный баланс и нет риска обезвоживания».

Уоллас и Уотсон теперь работают на полную ставку в тренерской команде по улучшению физического состояния пилотов боевой авиации.

«Перед началом программы нам нужно было определить, какие ресурсы нам необходимы. Мы пригласили нужных нам профильных специалистов. Одновременно с практической работой медики сразу начали вести и исследования, собирая и сравнивая ценные данные об изменении состояния пилотов. По мере развития нашей программы нам становится ясно, правильно мы действуем или нет. Это позволяет быстро вносить изменения и улучшать программу, более эффективно управлять рисками для нашей летной команды».

«Тоби является одним из наших штатных специалистов ЛФК. Мы специально подбирали людей с опытом спортивной медицины для работы по нашей новой программе. У нас в штате также есть отдельный специалист по физическим упражнениям, он следит за физиологически правильным выполнением движений, за профилактикой травм. Также он отвечает за подбор нашего оборудования для укрепления мышц спины и шеи».

Реабилитация

Если появляется необходимость в реабилитации, у служащих боевой авиации теперь лучший, чем ранее, доступ к терапии. Терапия доступна непосредственно на месте в воинских частях.

В реабилитации применяется высокотехнологичное оборудование, позволяющее медикам оценить степень тяжести травмы и провести прицельную работу по восстановлению и укреплению поврежденной функции.

«Мы долго искали нужное тренажерное оборудование. Остановились на «Давидах», которые на первый взгляд напоминают обычные грузовые, но только на первый. В реальности они сильно отличаются, у них по-другому работает способ нагрузки, они управляются компьютером и объединены в сеть», – объясняет полковник Альменара.

«Эти тренажеры замеряют диапазон движений, которые может выполнить пилот, силу и выносливость отдельных участков спины и шеи.

«Давиды» также изолируют нужные в данный момент для тренировки части тела, заставляя выполнять движения за счет подключения нужных для укрепления суставов и мускулов. Это очень правильно, потому что человеческое тело может вовлекать в выполнение движения другие части тела, чтобы помочь ослабленному участку выполнить его задачу. В то время как при изолировании ослабленного участка он работает сам и тем самым укрепляется».

«Мы можем сразу же после тренировки получать данные в виде графиков и цифр, мы можем измерить силу, диапазон движения и выносливость, так что составить с учетом этих данных тренировочную программу не представляет труда.

Тренировки на этих специальных тренажерах в течение 2017 года показали обнадеживающие тенденции к улучшению – физическая сила в целевых зонах увеличивалась после 12-недельной программы, разделенной на две части по 6 недель каждая. Обнадеживающие результаты дали старт распространению этой программы на все части боевой авиации».

«Мы увидели при тестированиях, что в целом показатели наших пилотов были лучше, чем показатели из базы данных, собранные при тестированиях обычных граждан, – говорит полковник Альменара. – Но при этом в шейном вращении мы были слабее, чем население в среднем».

«Для нас это было сюрпризом, так как мы были уверены, что летчики имеют крепкие шеи, потому что они дают им нагрузку каждый день».

«Предположительной причиной такого странного состояния стало то, что тело стало защищать мягкие ткани, подвергающиеся частому травмированию из-за перегрузок, заставляя мышцы спины и плеч принимать на себя нагрузку, направленную на шею. Это приводило к иррадиирующим болям в верхней части спины. Это для нас было одним их самых интересных открытий этой программы, учитывая то, как долго мы имеем дело с проблемами шейной боли наших летчиков».

Полковник Альменара считает, что ранее командование ВВС никогда не обращало внимание на аспекты шейного вращения и других шейных движений, а также на то, как реагируют соседние мышечные группы на боли в шее.

«У меня у самого были шейные боли долгие годы, я поэтому хорошо понимаю, о чем речь. Даже если данные о показателях многих обычных людей, собранные в базу, с которой мы сравниваем наши результаты, не идеально точны, все равно тот факт, что мы в результате специальных тренировок видим у наших пилотов тенденции к уменьшению шейных болей, а также уменьшение иррадиирующих болей в верхней части спины, говорит о том, что шейные вращательные мышцы очень важны для состояния шеи и спины и что нам надо уделять внимание их физическому состоянию. Пока мы накопили относительно небольшое количество собственных примеров, но зато все они показали значительное улучшение при тренировочной терапии».

Кроме задачи по разработке программы укрепления физических кондиций и подбора правильных упражнений и правильного тренировочного оборудования, стояла еще задача преодоления отношения пилотов к боли – дело в том, что летчики, особенно в истребительной авиации, привыкли жить с болью и относятся к ней как к неизбежной части их работы. А также стояла задача по внедрению программы в повседневный загруженный рабочий график пилотов.

«Нам нужно следить за высоким уровнем выполнения тренировочных параметров, иначе мы ничего не улучшим, – говорит полковник Альменара. – Мы обязали тренирующихся пилотов поддерживать высокий уровень выполнения заданных программой тренировочных параметров. Мы укрепляем физическое состояние их спин и шей, чтобы они могли справляться с их служебными заданиями. Одна из задач командования боевыми подразделениями ВВС состоит в том, чтобы уберечь летный состав от травм при выполнении заданий».

«Кроме молодых пилотов, проходящих начальный курс обучения летчиков-истребителей, мы также предоставили доступ к программе укрепления физических кондиций опытным пилотам в эскадрильях боевой авиации. Они сами отвечают за управление рисками своему здоровью. Мы постарались внедрить программу в их летный график как можно плавнее».

Программа не является обязательной для пилотов со стажем, но тестирование является обязательным, и, если показатели физических кондиций пилота отличаются в меньшую сторону от рекомендованных, ему придется объяснить почему. Смысл программы не в том, чтобы создать дополнительные хлопоты для летного состава, а в том, чтобы заставить изначально конкурентную среду существования экипажей работать себе на благо, чтобы у всех были высокие показатели выполнения упражнений.

«Мы надеемся на очень конкурентный настрой экипажей истребительной авиации, – говорит полковник Альменара. – А также здесь есть элемент смены поколений. Для всех пилотов-новичков слежение за своим физическим состоянием и поддержка собственных физических кондиций теперь является частью их обычного ежедневного графика. Через 3–4 года штат эскадрилий обновится на 80 %, и такая программа станет широко принятой нормой».

Распространение

Пока что программа улучшения физических кондиций оплачивается из бюджета боевой авиации, но ее успех вызвал интерес к ней в других частях ВВС, а также и в целом в министерстве обороны Австралии.

Программой заинтересовались в подразделениях боевых диспетчеров, а также в воинских частях для специальных военнослужащих, отвечающих за размещение грузов в самолетах, и еще некоторые отдельные подразделения, обеспечивающие авиационную логистику.

Военнослужащие, отвечающие за размещение грузов в самолетах, должны обрабатывать значительные веса, закреплять их, перемещаться в замкнутых пространствах в транспортных самолетах, часто летающих на малых высотах с сильной турбулентностью.

Программа улучшения физических кондиций была внедрена и в другие подразделения ВВС Австралии
Программа улучшения физических кондиций была внедрена и в другие подразделения ВВС Австралии

«Травмы, случающиеся у таких людей, отличаются по характеру от травм летчиков в скоростной авиации, так что командование думает над тем, как адаптировать программу под нужды таких военнослужащих», – говорит капитан Хэйк.

«Ответственные за размещение и крепеж грузов имеют дело с нестабильными основаниями грузов, с необходимостью поднимать и опускать тяжелые предметы и переносить их. Командование ВВС проводит исследование, чтобы понять, как можно помочь этим военнослужащим через укрепление физических кондиций и решить тем самым их проблемы, уменьшить риски для здоровья».

Программа укрепления физических кондиций, начатая на авиабазе в Уильямтауне, была продолжена также на авиабазах в Тимберли, а далее на базах Тиндал и Пирс.

Первые результаты были везде обнадеживающими, информация распространилась в сообществе военных пилотов. Военные пилоты из других стран проявили интерес к подобным программам улучшения физических кондиций для летного состава.

«Со мной связались канадские военные летчики, которые тоже имеют подобные проблемы с болями в шее и в спине, они хотели узнать про нашу программу и понять, как ее можно использовать, – говорит полковник Альменара. – Также к нам обращались из ВМФ США. Также военная авиация Великобритании пригласила нас обменяться опытом».

Конечно, внедрение тренировочной терапии на специальном тренажерном оборудовании подразумевает некоторые затраты, но все окупается с запасом, поскольку летчики меньше тратят времени по больничным листам. Тренировки помогают многим пилотам предотвращать значительные травмы и даже более ранний выход на пенсию.

«Уверен, что расходы на внедрение нашей программы укрепления физических кондиций значительно меньше, чем расходы на обучение одного современного пилота, – говорит на прощание полковник Альменара. – Считаю, что расходы очень умеренные, особенно если сравнить их с теми потенциальными расходами на разные инженерные изменения, на которые мы готовы были пойти, когда изучали варианты решения наших проблем. Для меня эти расходы сравнимы с каплей в море, а результат они дают ощутимый».

Похожие статьи
29.05.2020
Walker View 3.0: возможности проекционной дорожки от TecnoBody
Проекционная беговая дорожка Walker View от TecnoBody помогает анализировать сильные и слабые стороны пациента или спортсмена во время бега или ходьбы.
28.05.2020
Как построить процесс совершенствования техники бега и предотвратить травмы у бегунов
Экономичность бега неразрывно связана с эффективностью беговой подготовки спортсменов. Фактически изменение биомеханических факторов напрямую влияет на спортивную работоспособность бегуна.
03.04.2020
Можно ли самому разработать программу реабилитации на умных тренажерах?
Вопрос о необходимости реабилитации после перенесенного заболевания позвоночника, опорно-двигательного аппарата, инсульта, черепно-мозговой травмы или нейрохирургического вмешательства так или иначе встает перед каждым пациентом.
Нажимая на кнопку отправить, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Товар добавлен в заказ